«Кукольная» страна — Италия

Кукольный театр – явление в нашей жизни распространённое. Детство каждого ребёнка, его эстетическое воспитание начинается, как правило, со спектаклей кукол.

Искусство оживления кукол очень древнее, история его огромна, география очень широка.

Самой «кукольной» страной по праву считается Италия. Первые кукольные представления здесь разыгрывались много веков назад, и отсюда игрушечные Пульчинеллы и Арлекины распространились по всей Европе — только под другими именами…

В средневековой Италии существовали несколько видов кукольных театров — планшетные, перчаточные и марионетки. Планшетные и перчаточные в основном использовались бродячими артистами, а марионетки «любили» оседлую жизнь, так как для тяжелых кукол требовалось место для хранения и для представления — обычно в подвалах жилых домов.

Куклы, танцующие на доске

Планшетные куклы — оригинальное изобретение итальянских мастеров. Вот как их описывал в XVI веке математик Кардани: «Я видел двух сицилийцев, совершавших настоящие чудеса с двумя деревянными фигурками, которые они заставляли играть между собой». Управляла этими куклами нить, проходившая через обе фигурки. Один конец нити был привязан к деревянной стойке, другой — к ноге кукольника. Движением ноги кукольник дергал веревку, заставляя кукол махать руками, качать головой, шевелить ногами. «Должен добавить, что движения фигурок абсолютно совпадали с тактом музыки, и поэтому смотреть на них было вдвойне приятно», — говорил Кардани.

Кардани слышал, что танцующих кукол народ называл «магателли». Современные словари этого слова не содержат. Кукольники наших дней называют подобных кукол «планшетными» — очевидно, современный термин произошел от французского слова «ля пляншет» — доска (пол). Традиция планшетных кукол, как в Италии, так и повсюду в Европе угасла к концу XIX века.

«Бураттини» или перчаточные куклы

Другой вид кукольных представлений давали на ширме-будочке, или палатке. На этой ширме-палатке с надстроенным театральным портальчиком выступали перчаточные куклы, которые итальянцы называли «бураттини». Эти куклы надевались на руку, и на ширме велось представление. Кукольников, работающих в этой технике, называют «бураттинаи».

Героем театра бураттинов стал Пульчинелла. Рождение этого итальянского кукольного героя произошло, как думают историки, на рубеже XV и XVI веков. Он имел писклявый голосок, создаваемый пищиком – металлическим приспособлением из двух тонких пластинок, перевязанных тесьмой (по-итальянски «пиветта»); кукольник держит пищик во рту, когда говорит за Пульчинеллу.

Пульчинелла был так популярен, что разошелся по всему миру. Во Франции он превратился в Полишинеля, в Англии — в Панча, а в России — в Петрушку…

Бродячие кукольники — бураттинаи не записывали своих текстов. Их репертуар состоял из определенного набора традиционных сцен, сценарии передавались от поколения к поколению в устной форме. До самого последнего времени тексты итальянских бураттинаи не были записаны. Только совсем недавно неаполитанский кукольник Бруно Леоне, обучавшийся этой профессии у народных актеров и выступающий еще и сегодня на улицах Неаполя, опубликовал содержание нескольких сценок традиционного представления Пульчинеллы. Бруно Леоне приезжал в Москву, играл свое представление перед москвичами.

Традиция уличного театра Пульчинеллы пока еще жива в Неаполе, но возможно, что Бруно Леоне, обучавшийся профессии бураттинаи у народных актеров, — ее последний представитель.

Интересно, что к XIX веку куклы в Италии, а затем во всей Европе стали столь популярны, что представления устраивались и в домах аристократов и знаменитостей. Например, сын писательницы Жорж Санд, художник Морис Санд, регулярно устраивал домашние спектакли. Он называл эти представления «Театром друзей». Санд поставил около 20 новых спектаклей, причем разыгрывались такие серьезные вещи, как «Дама с камелиями»… Всех персонажей изображали перчаточные куклы, которых у художника насчитывалось 125 штук.

«Марионетте» или куклы на нитях

Не менее популярная форма кукольных представлений в Италии — театр марионеток, т. е. кукол, управляемых сверху нитями. Итальянцы называют их почти так же, как французы, — «марионетте».

Эта очень древняя форма кукол достигла наивысшей популярности в Италии в XVII-XVIII веках. В XVII веке у марионеток появились свои собственные маленькие театрики, сцены которых в точности повторяли сцены знаменитейших театров того времени. Куклы на нитках исполняли популярные оперы, сочетая их по правилам оперных спектаклей с балетами. Они играли полностью длинные пятиактные пьесы. И хотя у традиционных итальянских марионеток не было большого числа ниток и движения их были не слишком разнообразны, кукловоды, тем не менее, достигали высочайшей точности в имитации человеческого жеста.

К концу XIX века слава марионеток начала меркнуть. Она вспыхнула ещё раз ярким светом в первой половине XX века благодаря театру «Пикколиди Подрекка», созданному крупным итальянским музыковедом и страстным любителем кукольного искусства Витториоди Подрекка. Но после его смерти, хотя марионетки и не ушли из жизни итальянцев и выступают ещё и сегодня, они ведут скромное, тихое существование, общаясь в основном с детской аудиторией.

Страсти на Сицилии

Особняком в истории итальянских кукол стоит сицилийский театр марионеток, недавно объявленный ЮНЕСКО памятником культуры, «неотъемлемым и неприкасаемым наследием человечества».

Сицилия издавна отличалась от всех остальных областей Италии. Этот остров с античных времен  являлся лакомым кусочком для завоевателей, которые совершали сюда набеги с завидной регулярностью. Население Сицилии было вынуждено мириться с захватчиками, при этом подспудно мечтая о мести и справедливости. Эти желания отразились во многих областях сицилийского искусства, и, конечно, в самой знаменитой —  в кукольном театре.

Если в обычном итальянском театре разыгрываются шуточные представления с проказниками Пульчинеллой и Арлекином, то в Сицилии все серьезно. Главными героями пьес являются благородные рыцари, бесстрашные воины, прекрасные дамы — всего более 200 персонажей!

Главным героем сицилийского театра марионеток является рыцарь Роланд или Орландо.  Интересна история его появления на сцене. В XVI веке итальянский поэт Ариосто на основе французских легенд и сказок написал поэму «Неистовый Роланд» — о честном, благородном рыцаре, сражавшемся с врагами, помогавшем обездоленным и угнетенным.

Поэма пришлась по душе сицилийцам, и вскоре местные кукловоды начали инсценировать ее по частям. Получалось нечто вроде бесконечного сериала, который специально обрывался на самом интересном месте, чтобы продолжиться на другой  день. Для того, чтобы показать сагу о Роланде полностью, требовалось 394 дня!

И зрители с радостью бежали на очередное представление, чтобы сопереживать героям. И это неудивительно — ведь сицилийские марионетки так похожи на людей, что воспринимаются как живые.

Как настоящие

Современные марионетки ничуть не отличаются от своих предшественников, изготовленных в XVI веке. Ростом они почти в рост человека и изготовлены с абсолютной достоверностью. Корпус куклы вручную вырезается из дерева, а затем обшивается самой лучшей материей. Кроме того, марионетки одеты в настоящие металлические доспехи, воспроизведенные с исторической точностью. Латы, вооружение, рисунки на доспехах —  все абсолютно такое же, как у средневековых рыцарей. В левой руке у каждого рыцаря имеется щит с собственным гербом.

Интересно, что одежда игрушечных героев шьется по всем канонам итальянской высокой моды, тщательно и достоверно, со стопроцентным соответствием историческим моделям.

Размер марионеток зависит от значимости фигуры, которую они представляют. Самая большая принадлежит королю Карлу Великому — важной фигуре сицилийских кукольных представлений. Сам Роланд чуть поменьше, а второстепенные фигуры совсем маленькие. Управляются марионетки так — металлический прут держит «тело» куклы, а движения она совершает при помощи веревок, за которые дергает кукловод. Управлять марионетками не так просто — весят они около 20 кг…

В последнее время усилился интерес к сицилийским марионеткам, на что чутко среагировали жители острова — теперь представлений разыгрывается намного больше, а в сувенирных лавках появилось огромное количество кукол.  По всей Сицилии открываются музеи марионеток. В сицилийском городе Сиракузы открылся этнографический и историко-художественный музей «Пупи» — так называют на острове кукол-марионеток традиционного театра. Основу экспозиции составила коллекция деревянных фигур, собирание которой начала местная династия кукольных мастеров с ХVII века, передавая своих маленьких любимцев от отца к сыну, создавая новые сценические образы.

Гости музея окунутся в прекрасный и таинственный мир кукольных персонажей — христианских и сарацинских рыцарей, магов и волшебников, ведьм и чудовищ. Слышится звук «броньи» — деревянного рожка, по форме напоминающего раковину, а братья Даниэль и Альфредо Маучери — нынешние владельцы одного из самых популярных кукольных театров Сицилии — открывают закулисные секреты своего ремесла, рассказывают об истории марионеток, ставших подлинно народными героями.

Источник информации: Италия — родина кукол

Об итальянском театре кукол читайте:

Музей марионеток Сиракузы
Театр марионеток
Куклы, маски и сцена. История кукол
http://www.chronoton.ru/mir/italy-doll